Л. Н. Козлова
«По вольному следу воды родниковой»
(К истокам личности Марины Цветаевой)
Когда пытаешься составить образ Цветаевой по ее собственным о себе отзывам, по ее самоанализу, попадаешь в странное положение сплошные противоречия! А анализируя стихи, видишь еще большее разнообразие ее перевоплощений от цыганки и нищенки до Психеи и Сивиллы.
Но все это объяснимо. Ее стихи и самооценки в прозе это запечатленное мгновение, стоп-кадр: плоскостная, хотя и сложная фотография. Каждое цветаевское суждение о себе не более чем выражение одного из ее многих лиц в одном из динамичных состояний. А поэтические зримо-образные перевоплощения это стремление выразить через них себя, свое состояние в данный момент, а вовсе не маска (И. Кудрова), не поза, игра или «театр» (А. Саакянц). Это способ самовыражения, а не самоприкрытия.
Читателю и исследователю по этим «стоп-кадрам» нужно составить голограмму. Не случайно Марина Цветаева считала читателя своим соавтором: ее надо анализировать, домысливать, продолжая намеченную ею линию. Она не из тех поэтов, что своими стихами ласкают слух: по мере ее взросления они у нее все больше «рвутся» как она и хотела, а не «льются», отпугивая тех, кто в приятии стиха не идет дальше его звучания. В них как и в ее прозеизвечное желание быть понятой, для чего читателю надо поработать, нередко и поломать голову.
Неповторимость Марины Цветаевой из чего она слагается?
Прежде всего из ее необыкновенной одаренности: она от природы была наделена поэтическим даром (Поэт «от бога»), который развивался, несмотря ни на что, вопреки мечте матери сделать из нее пианистку. Она поражала эмоциональностью и острым умом критика и прирожденного психолога. Трудолюбивая настолько, что свой поэтический труд шутя , называла «святым ремеслом», она долго и упорно работала над стихами, нередко перебирая множество вариантов и рифм. Талантливый лингвист она сразу начала писать стихи на трех языках.
У Марины Цветаевой был постоянный некий гипнотически-отрешенный настрой на поэтическую самоотдачу («поэтическая чара»), пристальный взгляд внутрь и периодическое творчество с музыки внутреннего голоса. Масса ее особенностей, если не сказать странностей, проистекала из этого стойкого в своем упорстве состояться! статуса, этой доминанты, которая, как известно, всегда отталкивает все, что не она.
Отталкивалось многое служба, бытовая повседневность, политика последняя , до тех пор, пока не врывалась в ее мир, не заявляла о себе, коснувшись ее или ее близких. Тогда взрыв негодования и защиты всегда только своего, понятного, близкого, родного...
Но все это увы! не передает всей специфики Цветаевой. А что же еще?
Минуя множество особенностей ее склада, остановимся лишь на некоторых.
У Цветаевой всего «сверх». Сверхэмоциональность с постоянным жаром в груди «за всех», со всепереживанием, с колебаниями от плюс до минус бесконечностей. Неженская сверхумудренность, сверхпоэтичность, не отступающая ни на минуту. Сверхтемпераментность с полным диапазоном от холерика до меланхолика, с самыми крайними крайностями настроений: от предельного жизнеутверждения до смертельной тоски и грусти. Особый случай темперамента? Быть может. Но нет среди поэтов ей равных по накалу чувств, по космической широте интерпретации жизни, увиденной через призму самой себя, с самой собой в центре, по неожиданной причудливости образов, по ненасытному жизнелюбию. Она остается поэтом и в своей прозе, лирической прозе критики, воспоминаний-эссе, писем. Марина Цветаева в обычные человеческие представления не умещается никак... Сколько горя ей это принесло в жизни!.. Гулливер среди лилипутов она родилась, осужденная величиной своей личностной и своих духовных потребностей на одиночество...
И в дополнение к ее необычности еще один «дар» природы но это, пожалуй, не назовешь «дарованием». Что же это такое?
Все люди наделены врожденной способностью подражать. В раннем детстве подражая начинаем говорить, ходить; подражая осваиваем мимику и жест. Дальше, у подростков и юношей, подражание помогает окончательному становлению личности, но и взрослые мы в плену у подражания, а подчас и «стадности»: мода, паника.
Но иногда подобно белому животному среди черных вместо подражания его полная противоположность «антиподражание» как врожденная подкладка поведения на всю жизнь. Так нередко вырастают яркие нестандартные личности, именно отсюда их вольнодумство и оппозиция. История знает массу таких имен: А. Герцен, Л. Толстой, Б. Шоу, В. Маяковский и многие, многие другие.
Внутренний протест возникает у такого малыша при первом самосознании, с 23-х лет: говорят «скажи»! надо промолчать, раз делают все значит, надо сделать наоборот, ждут от тебя «да» скажи «нет». И так во всем. Всю жизнь против течения, всю жизнь фронда. Воспитывать таких «наоборотников» особенно трудно: ведь она никоим образом не должны поступать, как другие, только по-своему.
В сложном цветаевском характере среди других свойств едва ли не главное непокладистость, «противушеретность», врожденная антиподражательность ее поведения, резко усиленная неумеренным воспитательским нажимом.
Цветаева это свое качество хорошо осознавала сама: «Раз все вокруг шепчут: «Целуй руку! Целуй руку!» ясно, что я руки целовать не должна. Я такому круговому шепоту отродясь цену знала» ( «Пушкин и Пугачев»).
На первый взгляд такое упорство, «упирательство», выглядит обыкновенным упрямством но только ва первый взгляд. Юная Марина сама однажды назвала это так в своих ранних стихах:
Я большая мне семь лет,
Я упряма это лучше.
Удивительно упряма:
Скажут нет, а будет да,
Не поддамся никогда,
Это ясно знает мама.
«За книгами»
Вслед за этим появилась формула «Я и мир» (1912), а затем широко известное: «Одна из всех за всех противу всех» (1920).
Уже в раннем детстве на базе «наоборотничества» и своеволия в характере Марины начинают формироваться бунтарство и бравада две формы вызова обществу, настолько ей свойственные и для нее органичные, что без них она не была бы Мариной Цветаевой.
Сколько неприятностей в жизни принесло ей это качество!..
Отразилось антиподражание и на формировании ее нравственных основ. Религиозность в семье Цветаевых была умеренной, несмотря на то, что отец был сыном и внуком священника. Однако детей водили в церковь во все церковные праздники как это тогда и полагалось. В воображении Марины уже к четырем годам ожило содержание учебника «Священной истории»: сотворение мира, первый человек и его жена Адам и Ева, древо познания добра и зла с его яблоками «запретными плодами» и проделки отвергнутого богом архангела, низринутого в ад, дьявола, черта, принявшего вид змея-искусителя и устроившего так, что наших прародителей изгнали из рая за грехопадение. Ей было известно также, что всякий соблазн и любой грех организовал черт. Мать, требовательная в нравственном воспитании, энергично боролась за добро в душах детей. Возможно, одно это вызывало у маленькой Марины желание сделать наоборот. Но главное она в своих собственных глазах отражением воспитующего взгляда матери была грешницей. И первые же ее детские проступки ложь в непослушание стали у нее вскоре сливаться с образом черта, принявшего вполне зримые, конкретные очертания Мышатого дога и поселившегося в комнате ее старшей сестры Валерии, где постоянно жило главное Маринино преступление тайное, строго запрещенное чтение книг из Лериного шкафа.
Ощущение постоянного «правонарушительства» рождало у маленькой Марины вторичные психологические наслоения. Это оно формировало мысль, даже убежденность: «Я грешница!» отчего образ черта все прочнее в полной тайне ото всех! обосновывался во впечатлительной душе ребенка. А тут еще привязалось детски-непокорное, «наоборотное» «Бог-Черт» такой грех! да от него еще и не избавиться! «О, если бы я тогда догадалась вместо кощунственного «Бог-Черт» «Дог-Черт» от скольких бесполеаных терзаний я была бы избавлена!» ( «Черт»).
Анализируя возможные причины такого неожиданного, кощунственного соединения противоположностей, да так, что язык сам выговаривал его автоматически, Цветаева там же размышляет: «Может быть, отрожденная поэтова сопоставительная противопоставительная страсть и склад, та же игра, в которую я в детстве так любила играть: черного и белого не покупайте, да и нет не говорите, только наоборот: только да-нет, черное-белое, я-все, Бог-Черт».
«Отрожденная» несомненно, только не «страсть», а «склад» наследственная особенность, которая и» поэтичности не проистекает (не «поэтова»), а, наоборот, на ней сказывается любовью к контрастам и противопоставлениям, даже к парадоксам, что так типично для ее стихов и лирической прозы.
А вот и еще одно рассуждение самой Марины Цветаевой: «Бог был чужой, Черт родной. Бог был холод, черт жар... Одного я любила другого нет. ...Одного мне тасканьями в церковь... и всей славянской невнятицей навязывали, одного меня заставляли, а другой сам, и никто не знал» («Черт»).
Какое яркое, отчетливое ощущение и осознание своей «наоборотности»! Если бы Марина могла доверить тайну своих маленьких грехов матери, быть .ближе к ней может быть, и не было бы черта... Но она уже тогда тайну ревниво берегла. Весь этот свой «тайный жар» в груди.
С другой стороны «ведь для того, чтобы доверить другому эту тайну, надо же было прийти в состояние покаяния, а она в него в ту пору не приходила. Это произойдет много позже к 11 годам, во французском пансионе» недавний устный комментарий ее сестры, Анастасии Цветаевой.
С первой исповеди Марина вернулась с нерассказанным, а потому и не отпущенным грехом. Раскаянья не было, но магическая черта казалась ей переступленной она теперь с чертом заодно: «Было одиночество с тайной».
Вот так до семи лет продолжалось ее мучение чертом. Потом он исчез, испарился, но след в душе сохранился на всю жизнь. Это позволило Цветаевой за шесть лет до смерти сказать: «С чертом у меня была своя, прямая, отрожденная связь, прямой провод».
Что ж, возможно, если так называть «антиподражание», которое толкает на «наоборотность» не хуже черта. Когда всю жизнь идешь против течения, «переступаешь» и фрондерствуешь поневоле его вспомнишь! Тем более что есть такое русское выражение: «Лукавый попутал!»
Приписав себе черта, Цветаева в поэзии, однако, адресовалась только к богу. Много упоминаний о нем в ее ранних стихах например, в 17 лет «Молитва»: «Христос и Бог! Я жажду чуда...».
Позднее в поэзии постоянные страхи божьего глаза и божьего гнева: вот она защищает «крылом чашу от грозных и розовых уст Бога!» (1921), вот двумя годами позже роняет: «Боги мстят своим подобиям».
Приближаясь же к своему 39-летию, Марина Цветаева четко осознала, что все стихи ее любящей «раз навсегда все ...такие стихи ...обращены к Богу. ...По крайней мере к ангелам». Что это молитва, только случайно с виду направленная к земному, а по существу к идеалу...
Так всю жизнь на поэтической поверхности для всех видимый бог символом всего доброго и святого, и только в характере, его необоримой «противушерстности» черт...
По тому же «наоборотному» принципу сложились и предпочтения Цветаевой: из черного и белого она раз и навсегда выбрала черное («наполненное»), из грешника и праведника с детства грешника. Симпатичен ей был и разбойник, любимы «вор и волк», импонировали Пугачев и Стенька Разин за бунтарство и яркость личности. Короче, это была «страсть к мятежникам как бы они ни назывались и ни одевались» («Пушкин и Пугачев»).
Однако такой ее выбор надо понимать и принимать с оговоркой. Все это было хорошо, пока разбойник появлялся в сказке матери в потом раскаивался, становясь праведником. Пугачев импонировал ей в роли романтического героя-мужика из «Капитанской дочки» «Вожатого», а не как реальное историческое лицо, описанное тем же Пушкиным. Вор и волк пленяли ее силой и смелостью противопоставления себя всему миру, как, впрочем, и все остальные мятежники, а будучи поверженными, вызывали остров сочувствие и жалость.
Все было хорошо, пока они не выходили из ее поэтического воображаемого мира «чары», пока казались возвышенными. В реальной жизни она предпочитала с ними земными не встречаться и всячески клеймила бесчеловечность, бездуховность, жестокость, недоброту и грубость как они того заслуживали, находя для этого самые яркие краски и образы.
Вспомним ее юношеские мечты, ее идеал в стиле утонченного и беззащитного «Орленка» сына Наполеона:
...Ждем тебя, ждем тебя, принц заколдованный
Песнями птичек.
Взрос ты, вспоенная солнышком веточка,
Рая явленье,
Нежный, как девушка, тихий, как деточка,
Весь удивленье.
«Следующему»
Для личностного контакта Цветаева всю жизнь выбирала людей романтически приподнятых над повседневностью, часто «робких в кротких», необычных, порой до странности. Со времени прочтения в детстве рассказа о «грубияне», не узнавшем и оскорбившем на поляне ангела, стала бояться обидеть человека зря. «И если я потом всю жизнь стольких «grobian» ва полянках и в комнатах видела ангелами, демонами, небожителями, то, может быть, от раз навсегда меня тогда ожегшего страха: небесного не принять за земного» («Черт»).
Итак, выбор априорный, мысленный, опоэтизированный «чарой» и выбор на деле «при свете совести» являли собой у Марины Цветаевой два полностью противоположных варианта людей...
Ранний выбор, безошибочно идущий на поводу у интуиции, какого-то внутреннего чувства, подсказывающего нужное. Марина Цветаева с детства знала удивительно много о себе, в море непонятного быстро находя необходимое, выхватывая созвучное и делая его своим. Вот в 1910 году сестры ищут, какой слепок взять на память о Шарлоттенбурге. Семнадцатилетней Марине хочется «чего-нибудь очень своего, не выбранного, а полюбленного с первого взгляда, предначертанного. ...И вот она! Вот отброшенная к плечу голова, скрученные брови, не рот, а крик. Живое лицо меж всех бездушных красот! Кто она? Не знаю. Знаю одно моя!» («Шарлоттенбург»).
Чем же определяется то, что человек выбирает? Генетики считают, что особенности напгего выбора мы наследуем вот отчего он так однотипен на протяжении жизни.
Цветаева рано почувствовала и сформулировала свои предпочтения и пристрастия и пронесла их через жизнь. В 11 лет она получила совет на исповеди в католической церкви, в переводе с французского звучавший так: «Будьте ваятелем собственной души, маленькая славянка» (.«Черт»). И стала. Может быть, запретила себе меняться, стараясь не выходить из любимой страны детства? Детскость в себе ясно осознавала: «В моих чувствах, как в детских, нет степеней» и это в 25 лет. Впрочем, так сохранилось до самой смерти. В иные моменты детство в себе культивировала: будущему мужу до свадьбы писала: «Я до самой смерти буду Девочкой, хотя твоей».
В юности она долго проявляла ребячливость возможно, беря реванш за скованное запретами детство? Уже 18-летней, при первом визите Макса Волошина в дом Цветаевых, подбивала сестру: ««А вот не посмеешь погладить его по волосам!»... И дразняще высокомерный взгляд. Позже, прочтя Маринины воспоминания о Максе, я поняла, что прежде, чем мне сказать о Максовой голове, она сама сделала то же и, значит, испытывала, посмею ли я?» («Воспоминания» А. Цветаевой).
Марина Цветаева до конца дней сохранила свою «душу живу», потребность удивляться и дарить радость и испытывать «тайный мир», как это свойственно только «ювенильному» юношескому типу, когда душа эмоционально не стареет тело подводит. Не случайна ее формула: «Тело в молодости наряд, в старости гроб, из которого рвешься». Вечная Психея!..
Через все житейские невзгоды пронесла она, оставаясь всегда только самой собой, и свой крайний максимализм, который, как и все в ней, был «сверх»...
Один из лейтмотивов самовосприятия Цветаевой сложился вначале неосознанно очень рано: она родилась не такой, как все, а «иной», «инакой».
Себе она утвердила черный цвет овцы в стаде белых, или галчонка. И протестовала против приписывания ей не .свойственной голубиной кротости и белизны: «...И голубиной не черни Галчонкабелизной» (1920).
Не раз и по-разному подчеркивала она в поэтических образах свою особость. Вот она «бренная пена морская» или:
Между воскресеньем и субботой
Я повисла, птица вербная,
На одно крыло серебряная,
На другое золотая.
Как два разных крыла, так всегда, во всем две контрастных основы: «робость и гордость», два полюса: «божественная лира» и «великая низость любви», два строя: минор и мажор, два крайне противоположных самоощущения по обе стороны ее безграничной клавиатуры темперамента.
Она и сама хорошо знала диапазон своих колебаний:
От высокоторжественных немот
До полного попрания души:
Всю лестницу божественную от:
Дыхание, мое до: не дыши!
Подобно описанному во «Флорентийских ночах»: от их герою в самом начале: «Так о камень лбом кто тебя любил?» до полного его неузнавания через пять лет...
И с двух этих крайних позиций два противоположных взгляда на жизнь. Как будто у Марины Цветаевой было двое очков светлые и черные, через которые она поочередно смотрела на мир...
Как понимать автобиографическую прозу Цветаевой? Буквально, принимая за абсолют, или с какими-то поправками, коррективами? Ведь ее взгляд на детство из далека эмиграции, далека совсем не прекрасного. Она писала ее, прожив всю жизнь, многое пережив, даже «хлебнув», поняв и переосмыслив.
Кое-что из описываемого с виду живые детские сценки и диалоги. Кое-что прочитано в Книге Детства глазами взрослого, додумано, допонято, акцентно высвечено, а кое-что по-новому трактовано: возведено в ранг пророчества, даже Рока, мифологизировано. И читателю надо попытаться представить себе, как все выглядело тогда в ее детстве и юности, лишив психологически достоверное самопрослеживание истоков своего «я» стилизующих и гиперболизирующих наслоений.
Тогда, в начале жизни, многое только чувствовалось и не могло быть выражено словами, а тем более, было не ясно, не известно что из этого выйдет потом. Поэтому формулировки, оценки в основном ретроспективные.
Со всей своей страстной и пристрастной противоречивостью Цветаева нередко задним числом приписывает себе ребенку свое взрослое резюмирующее ощущение, прямо противоположное той внутренней тенденции, которая проявлялась тогда, в реальной той жизни, оттого, что желаемое не исполнилось, что вышло не так, как хотелось. Переосмысливание детства идет с позиции плачевно-результатной трагичной своей судьбы: трактовка начала повести в стиле уже известного ее конца взгляд через черные очки.
Было бы неправильным считать Марину Цветаеву извечной носительницей «черной думы», сознательной сторонницей, чуть ли не организатором своей «черной судьбы» и «черной доли», как это она себе приписывала (не из гордости ли?) в своей автобиографической прозе. Так же неверно полагать, что она сознательно создавала нарочито выпуклый свой детский образ, выдумывая несуществовавшие детские обиды. Просто из все сгущавшегося мрака своей взрослой жизни она себя в детстве так видела.
На деле вместо роковой, заранее задуманной (кем?) судьбы естественные для любого тенденции, стремление быть счастливой: «Дайте мне покой и радость, дайте , мне быть счастливой, вы увидите, как я это умею!» Но снова и снова не получается: быть понятой, принятой, любимой как поэт, как человек, как женщина...
Итак, два мироощущения, два варианта восприятия мира. Один первичный, обычный сквозь типичную для всех людей призму надежды: «может быть, все еще кончится- хорошо?» И тогда живописание светлое, как, скажем, в начале жизни, когда «Я жажду сразу всех дорог!» и «Целый мир для нас!» И тогда «мама» со всей радостью общения с ней, и «детство лучше сказки» (19101913).
Второй сквозь знание конца, приговора, ответа Жизни, сквозь «разочарования протяжность», тогда не живописует-бьет наотмашь, с досадой и отчаяньем измученности, с ненавистью, как часто в критических статьях, нередко в письмах, через «прозрения непоправимую брешь»: ведь того, что нужно, нет и никогда не будет. Вот тогда-то и всплываюти заслоняют свет ранние детские обиды, непропорционально увеличенные, громоздятся мрачные образы становится видна только темная сторона Луны и тогда «мать» и обиды на нее... Лунного лика, обращенного к Солнцу, с этой позиции не увидать.
И так не только в прозе, но и в стихах. Когда темная полоска жизни перемежается у Цветаевой светлой меняется и ярчеет и накал стиха, и его ритм, и эмоциональная окраска в соответствии с мироощущением:
Мой! и о каких наградах
Рай, когда в руках, у рта
Жизнь: распахнутая радость
Поздороваться с утра!
А пять месяцев назад «Обезголосившая дива Жизнь!» холодно и неуютно...
С ее полудетского «Господи, может быть счастье?» и сквозь всю жизнь в стихах надежда. Вот Цветаева в 44 года радуется: «Наконец-то встретила Надобного мне», чтобы потом снова все зачеркнуть... И так до конца дней.
А в 43 года параллельно с этим, несмотря на это, вопреки всему: «...тогда же и навсегда выбрала черную думу, черную долю, черную жизнь. ...Не захотела- быть счастливой, и этим себя на нелюбовь обрекла» («Мой Пушкин»). Вслед за Татьяной Лариной, с шести лет... «Черную долю» выбрала какой поэтический самонаговор!
«Между полнотой желания и исполнением желаний, между полнотой страдания и пустотой счастья мой выбор был сделан отродясь и дородясь». После этих строк представляется такой странный, изломанный образ! Как будто она действительно, как пишут некоторые критики, «наслаждалась болью».
А на деле это попросту раз не вышло гордое: «Я сама так хотела!» Ведь это ее же формула: «Разлука как ни кинь всегда смерть». А кто же ее себе хочет, кто ее выберет заранее пока жизнь не придушит?..
Очернила оглянувшись назад, изначально демонизировала свою судьбу, подогнала под ответ: как будто ей такой рок, предначертание. Ведь всю жизнь настолько повторяется одно и то же, что ясно она так устроена, ее выбор и все ее поведение, и все обстоятельства жизни таковы, что иного итога якобы быть и не могло.
И услужливый веер образов, «знаков», легенд для задним числом! поэтического мифотворчества: так было задумано изначально...
(источник журнал «Звезда», №8, 1987 г.)